- На вебинаре ALIA обсуждали будущее смазочных материалов в условиях электрических систем.
- Доктор Матиас Войдт представил новшества в обеспечении устойчивости смазки для электромобилей и других электрических технологий.
- Ожидается необходимость электрификации смазочных материалов для повышения эффективности.
Электрификация смазочных материалов: вызовы и возможности
В условиях стремительной трансформации отраслей к электрификации, важность адаптации смазочных материалов не вызывает сомнений. На вебинаре, организованном Азиатской ассоциацией смазочных материалов (ALIA), доктор Матиас Войдт, управляющий партнер компании MATRILUB, подробно разобрал необходимость приспособления смазок к электрифицированным системам, таким как электрические автомобили и ветровые турбины. Под его предводительством более 38 лет опыта в области трибологии и смазки, Войдт отметил, что смазочные материалы должны учитывать не только традиционные параметры, такие как износ и трение, но и электрические свойства, наиболее важные в условиях повышенных температур и электрических нагрузок.
Интересно, что по данным исследовательских организаций, в ближайшие годы рынок электромобилей вырастет до 50% от общего объема, что делает вопрос совершенствования смазочных материалов крайне актуальным. Войдт акцентировал внимание на том, что смазки должны не только предотвращать коррозию, но и обеспечивать эффективный теплопередачу, что крайне важно для электрифицированных силовых установок.
Новые трибологические вызовы в электрифицированных системах
Как отметил Войдт, значительные изменения в трибологии происходят из-за взаимодействия смазочных материалов с электрическими свойствами. Традиционные присадки, которые защищают поверхности от износа, теперь также должны справляться с высоким уровнем электрической проводимости и влиянием трибоэлектрических эффектов. Например, в электрических силовых установках, таких как электромобили, режимы смазки отличаются в зависимости от рабочих условий. В некоторых случаях смазка должна вести себя как конденсатор, обеспечивая необходимую изоляцию, в то время как в других должна выступать в роли резистора, что значительно усложняет процесс выбора и испытания материалов.
Ожидается, что в процессе эксплуатации электромобилей и других электрических технологий будет возникать трибоэлектричество — генерация электрических зарядов, которая может негативно сказаться на внутренней электронике. Поэтому необходимо тщательно тестировать смазки, чтобы убедиться в их возможности предотвращать электрические дуги и поддерживать стабильное контактное сопротивление. Статистически, неправильный выбор смазки может привести к повышению расходов на обслуживание и снижению надежности систем.
Тестирование и стандарты: путь к улучшению
Ключевым моментом в развитии смазок для электрифицированных систем станет интеграция электрического тестирования с традиционными методами оценки механических свойств. Как отметил Войдт, будущие разработки смазочных материалов должны учитывать стандарты, такие как DIN 51111, которые ориентированы на измерение электрических характеристик масел и других материалов. В настоящее время в отрасли недостаточно разработанных методов для оценки электрических свойств, особенно для смазок на основе пасты.
Войтт представил данные, которые показывают, как значение контактного сопротивления изменяется с температурой. При низких температурах некоторые смазки показывают низкое сопротивление, но при повышении температуры сопротивление значительно увеличивается, что может привести к сбоям в электрических системах. Исходя из этого, производители должны разрабатывать смазки, которые сохраняют стабильные электрические свойства в различных условиях работы. По сути, смазочные материалы должны не только уменьшать трение, но и гарантировать надежность работы в условиях повышенных нагрузок.
Таким образом, неизбежность электрификации требует от производителей смазок значительных усилий по разработке инновационных решений, которые учтут как традиционные, так и электрические параметры, обеспечивая тем самым безопасное и эффективное функционирование электрических машин в обозримом будущем.