Качество и надежность работы любого мотора зависит от ряда факторов, ключевым из которых является правильный и очень внимательный выбор масла. Это предельно важный вопрос, поскольку именно от правильности выбора зависят технические показатели и долговечность работы агрегата. К выбору масла следует подходить предельно внимательно, ведь это залог не только «здоровья» мотора, а в некоторых случаях и безопасности.

Какие бывают варианты? В целом, виды масел можно разделить на несколько больших групп, каждая из которых обладает определенными особенностями.

Вид Общие свойства
Минеральное Недорогое, простое в производстве
Полусинтетическое На минеральное основе, универсальное
Синтетическое Долгий срок службы
Летнее Минеральное с повышенной вязкостью
Зимнее Высокая текучесть
Всесезонное Синтетическое с присадками

Теперь разберем каждый из этих вариантов подробнее, обозначим ключевые свойства и характеристики. К выбору следует походить именно с пониманием существующих параметров, поскольку производители автомобилей хоть и рекомендуют определенные продукты, но в этом вопросе важны еще и условия эксплуатации машины.

Минеральный продукт

Минеральное масло отлично способствует отводу тепла от горячих частей двигателя. Это помогает предотвратить перегрев. Оно устойчиво к окислению при жаре, а также остается текучим и обеспечивает надежную смазку в морозы, чтобы обеспечить запуск мотора именно в холодные дни.

Такое масло собирает в себя механические загрязнения, металлические частицы и сажу, чтобы предотвратить их попадание в механизм двигателя. Минеральные варианты смазочных продуктов производятся из базовых масел, полученных из нефтяных сырьевых материалов. Они могут быть менее стойкими к жаре и окислению, чем синтетические, но при правильном использовании и регулярной замене вполне приемлемы для мотора. Это самый доступный по цене вариант, но не настолько долговечный, как другие.

Полусинтетическое масло

Такой вариант представляет собой вид масла, которое создано как комбинация минерального и синтетического. Оно изготавливается путем смешивания этих двух типов масел в установленных нормативами пропорциях. Полусинтетические продукты имеют лучшие характеристики, чем чисто минеральные масла, но не такие высокие, как у полностью синтетических вариантов.

Преимущества полусинтетического масла следующие:

  1. По сравнению с минеральными лучше противостоят окислению и высоким температурам
  2. Лучшая стабильность при частой смене температурных условий, что дает возможность задействовать продукт в любых вариантах и особенностях климата.
  3. Лучшее обеспечение защиты мотора от износа.
  4. Можно реже менять по сравнению с минеральным.

Однако стоит отметить, что полусинтетическое масло может быть дороже, чем минеральное, но в разы дешевле, чем типичная синтетика. Также важно следовать рекомендациям завода-производителя машины относительно типа смазочного материала и частоты его замены.

Синтетика

Продукт подобного типа разработан с использованием химического синтеза, в отличие от минеральных, которые произведены непосредственно из нефти. Синтетика очень хорошо противостоит температурным колебаниям, что дает возможность мотору работать даже при сильной жаре, предотвращая окисление и образование накипи.

Они сохраняют свои характеристики и в экстремальных условиях, причем часто в довольно критических, обеспечивая хорошую работу мотора при любых погодных показателях. Синтетические продукты имеют более низкую вязкость на морозе, что улучшает холодный пуск и снижает износ двигателя в условиях холодного климата.

Такие масла обладают прекрасной долговечностью и могут использоваться на более длительных интервалах между заменами, что экономит время и ресурсы. Продукты предотвращают коррозию и порчу внутренних частей агрегатов благодаря своей химической стабильности.

При всем этом они могут использоваться в различных типах двигателей, практически без исключений. Синтетика разрабатывается с учетом стандартов и требований автопроизводителей, что гарантирует соответствие спецификациям и рекомендациям для конкретных марок машин.

Сезонный фактор

Немаловажным является сезонный фактор, которым тоже следует руководствоваться при выборе.

Зимнее масло

В холодные зимние месяцы важно использовать моторное масло с небольшим показателем вязкости, чтобы мотор легче заводился, и чтобы обеспечить хорошую смазку при низких температурах. Согласно системе классификации SAE J300, маркируется такой вариант буквой «W» (например, 5W-30). Чем ниже число перед “W”, тем более текучим будет масло при низких температурах.

Летнее масло

В жаркое летнее время моторное масло должно иметь высокий показатель упомянутой вязкости, чтобы дать мотору хорошую смазку при нагреве. В этом случае, цифровое обозначение будет соответствовать более высокой вязкости (например, 15W-45 или 20W-55).

Всесезонное

Многие автолюбители предпочитают использовать всесезонку, которая может работать как в холод, так и в жару. Примером такого масла может быть 5W-30 или 10W-40. У предложенных вариантов приемлемая вязкость как зимой, так и летом.

Важно также учитывать местные климатические условия. Например, в некоторых холодных регионах могут рекомендовать использовать масла с еще более низкими показателями вязкости. Об этом нужно задуматься еще перед покупкой и обязательно посоветоваться со специалистами.

Классификация по требованиям стандартов

Стандарты тоже делят масла на различные категории по их свойствам. Например, в РФ профильным стандартом является ГОСТ 17479.1-85. Если говорить именно о свойствах и рекомендациях по применению, то продукты различаются по маркировке.

Группа Использование
А Моторы нефорсированного типа (бензин и дизель)
Б1 Малофорсированные бензиновые моторы (условия высоких температур)
Б2 Малофорсированные дизели
В1 Бензиновые со средним показателем форсирования
В2 Дизели со средним показателем форсирования
Г1 Высокофорсированные бензиновые (сложные условия работы)
Г2 Высокофорсированные дизели (сложные условия работы)
Д1 Высокофорсированные бензиновые (условия более сложные, чем у Г1)
Д2 Высокофорсированные дизель-агрегаты со специальным наддувом
Е1 Высокофорсированные дизели и бензиновые (самые сложные условия работы)

Классификация по вязкости согласно ГОСТ и SAE

Согласно ГОСТ 17479.1-85 по классу вязкости масла маркируются цифрами, около которых может стоять «з» (зимнее), либо же дробь (всесезонные). Стандарт SAE тоже означает класс вязкости. В сравнительной таблице видно соответствие.

ГОСТ 17479.1-85 Стандарт SAE
соответствует показателю 5W
соответствует 10W
15W
20W
6 и 8 20
10 и 12 одновременно соответствуют стандарту 30
14 и 16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6, а также 4з/8 это стандарт 10W-20
4з/10 10W-30

Несколько советов по выбору масла в плане вязкости:

  • если у машины пробег менее 25% от гарантированного заводом, зимой и летом допускается использование масла с вязкостью 5W30 или 10W30;
  • если пробег до 50%, то летом подойдет 10W40/15W40, а зимой 5W30/10W30;
  • с пробегом выше 75% лучше выбирать 15W40/20W40 (лето) и 5W40/10W40 (зима);
  • если авто совсем старое и плохо заводится, то можно остановиться на 0W30.

Стандарт ACEA

ACEA — это известная в Европе ассоциация производителей техники, силами которой был разработан отдельный стандарт. Членами этой ассоциации являются практически все ведущие автомобильные бренды, представленные в ЕС, например, MAN, BMW, Citroen, Volkswagen, SAAB-Scania и многие другие. Классификатор делит масла следующим образом:

  1. Группа A – бензиновые моторы.
  2. Группа B – дизели.
  3. Группа C – моторы с высокоэкологичными характеристиками.
  4. Группа C – дизельные моторы на тяжелом транспорте.

При выборе масла обязательно следует руководствоваться рекомендациями производителя – все европейские автомобильные бренды советуют масла согласно именно этому классификатору.

Классификация смазки по распространенному стандарту API

Классификация смазочного материала по нормативам American Petroleum Institute – это система, которая определяет качество и характеристики таких продуктов. API разработало ряд стандартов и классификаций для смазочных продуктов, чтобы облегчить выбор и обеспечить соответствие требованиям заводов-производителей. Разберем основные параметры этого классификатора.

API Service Categories

Этот параметр определяют уровень производительности моторных масел и их способность защищать силовой агрегат у машин. Классификация начинается с буквы S (для бензиновых агрегатов) или C (для дизеля), за которой следует дополнительный показатель, например, «SM» для бензиновых моторных масел автомобилей после 2006 года выпуска. Эти обозначения меняются с развитием технологий и требований к моторным маслам.

API Performance Categories

API также устанавливает более конкретные требования к моторным маслам, например, API CK-4 для дизельных масел, которые могут подсказать более детальные характеристики – уровень защиты от окисления, улучшенное снижение износа и другое.

API Viscosity Grades

API также устанавливает классификацию масел по их вязкости при разных температурных режимах. Здесь следует обращать внимание на нормативы завода, который выпустил машину, поскольку могут быть разные данные, условия и советы.

API Certification Marks

Смазочные продукты по стандартам API должны иметь на упаковке специальную маркировку и логотипы, которые указывают на соответствие данным стандартам. Это тоже необходимое требование для соответствия правилам.

Как уже отмечалось выше, при выборе смазки обязательно следует знать рекомендации завода, который выпустил машину, поскольку они могут иметь свои собственные правила по классификации масел. Также следует учитывать условия и режим эксплуатации авто, чтобы выбрать наилучшее масло для конкретных ситуаций.

Остерегайтесь подделок

Подделка моторных масел является очень актуальной проблемой, которая может привести к серьезным повреждениям машины и даже опасным ситуациям на дороге. Наиболее подверженными подделке обычно являются популярные и дорогостоящие бренды, хотя это вовсе не правило. Подделывать могут все, но чаще всего именно конкретные масла.

  1. Продукты известных брендов, например, Mobil 1, популярный Castrol, Shell, а также Valvoline, часто подделывают из-за их популярности и дорогостоящей репутации.
  2. Специфические типы масел, например, продукты для высокопроизводительных двигателей.
  3. Масла для автомобилей класса люкс – они могут привлекать внимание мошенников из-за высокой стоимости и спроса.
  4. Смазочные материалы для мотоциклов и специализированных транспортных средств – тоже очень распространенный случай.

Чтобы избежать попадания на подделку, рекомендуется приобретать продукцию у надежных продавцов, официальных дилеров или в авторизованных магазинах. Также следует внимательно проверять маркировку на емкостях, убедившись, что она соответствует бренду и типу масла, указанным на упаковке.